Резные карнизы из дерева трафареты лекала
Домовая резьба — резьба по дереву для резные фасадов деревянных домов. Основные элементы. Домовая резьба Что такое домовая резьба
Одни из первых упоминаний о резьбе по дереву можно найти в одной из древнейших и самой распространённой из книг. В Библии описано, как при строительстве скинии и храма применялась домовая резьба по дереву. С тех пор этот вид прикладного искусства не утратил своей популярности. До наших дней многие стараются придать своим домам незабываемый вид. Красивые резные украшения из древесины способствуют этому.
Прикладное творчество очень разнообразно. Не исключение — резные украшения деревянного дома. Порой встречаются такие жемчужины домостроительного искусства, что поражают сказочной красотой и фантастической изобретательностью авторов .
В ход идут растительные, животные и геометрические орнаменты. Часто в качестве элементов орнамента используются стилизованные изображения сказочных героев и невероятных существ, родившихся в воображении авторов. Бытовые сцены тоже очень популярны в оформительском деле.
Несмотря на многоликое разнообразие узоров, которыми украшают фасады домов, существует всего несколько основных техник выполнения таких украшений. Вот главные из них:
Очень часто мастера используют несколько различных техник, чтобы воплотить свой замысел и сделать запоминающееся произведение.
Изготовление шаблонов
Внимательное рассмотрение декоративного оформления разных домовых строений приводит к выводу, что многие элементы повторяются десятки, а то и сотни раз. Чтобы облегчить разметку таких орнаментов, применяют специальные трафареты.
Однако прежде чем приступают к изготовлению трафаретов, опытные мастера делают с домовым узором. Чтобы это было сделать легче, каждый мастер собирает личную картотеку шаблонов таких узоров.
Поиск интересных решений — это непрерывный процесс: любой мастер постоянно пополняет свою коллекцию новыми зарисовками или фотографиями. Для этого нужна наблюдательность, потому что хороший узор можно встретить в самых неожиданных местах: во время прогулки или поездки куда-нибудь, при просмотре или чтении книги, журнала, газеты и так далее.
Подобрав подходящий узор для резьбы по дереву для наличника или карниза, обычно приступают к изготовлению шаблона. Для этого делают несколько простых шагов:
- Увеличивают рисунок до нужных размеров. Для этого можно воспользоваться компьютером или простым «дедовским» способом, расчертив образец на квадратики и увеличив рисунок вручную по квадратикам.
- Рисунок наносят на плотный картон или тонкую фанеру.
- Вырезают трафарет. При этом важно учитывать, чтобы шаблон был единым целым, поэтому заранее продумывают, где оставлять места для крепления выпадающих деталей.
Изготовление шаблонов очень сильно облегчает разметку всего орнамента. К тому же эта операция избавляет от многих проблем с частыми ошибками, возникающими, если рисовать каждый элемент отдельно без шаблона.
Ещё одно важное преимущество применения трафаретов в домовой резьбе по дереву, когда накладные элементы должны быть идеально симметричными. Без шаблона рисование такого элемента занимает много времени и не всегда получается, а с шаблоном достаточно перевернуть его другой стороной и получается безупречная симметрия.
Например, чтобы нарисовать сказочное перо Жар-птицы, симметрично расходящееся в её хвосте, достаточно сделать трафарет половины элемента. После этого можно рисовать совершено симметричные перья, сколько бы замысловатых завитков в нём ни было придумано.
Схема работы
Сделав эскиз и необходимые трафареты, начинающему мастеру не терпится перейти к домовой резьбе по дереву своими руками, но для успешной работы н адо подготовить рабочее место.
Это должно быть просторное помещение с хорошим освещением и вентиляцией. Поскольку работа предстоит с легковоспламеняющимися материалами, соблюдению правил пожарной безопасности придают особое значение.
Инструмент должен быть исправным и острозаточенным. Если используются электроприборы, то правила электробезопасности помогут избежать многих проблем, возникающих при их нарушении. Перед применением таких инструментов проверяется их надёжность, изоляция, заземление, если оно предусмотрено согласно инструкции к применению.
Подготовив рабочее место и инструменты, мастера приступают к работе. Последовательная основная схема таких работ:
Следуя нехитрой пошаговой схеме, очень скоро любой начинающий мастер привыкнет делать всё правильно. Созданные произведения будут радовать своей красотой не только хозяев дома, но и тех, кто любуется деревянными творениями со стороны.
Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.
Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.
Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.
Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.
«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.
Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).
Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).
Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.
Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».
Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.
С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.
Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.
Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба -служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.
Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.
Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.
Особенности домовой резьбы
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
- История
- Характеристика
- Виды
- Техника выполнения
Собственный дом – основа и опора человека. Это место, где останавливается время, где чувствуешь себя в безопасности. Каждый уважающий себя хозяин-домовладелец желает, чтобы дом его выглядел красиво, уютно и даже роскошно. Подчеркнуть уникальность деревянного дома всегда поможет домовая резьба по дереву: резные наличники, карнизы и другие элементы деревянного зодчества. В старину резными элементами из дерева украшали все дома: чем больше и сложнее такие детали, тем богаче считался дом и его хозяин.
Каждый орнамент и узор неповторим. При этом в каждом регионе свои традиции деревянного зодчества.
История
С чего всё началось – никто не вспомнит, есть масса разных догадок и версий. Древесина как материал известна человеку издревле. Возможно, всё началось в глубокой древности с зарубки на дереве. Самый древний образец резьбы по дереву относят к периоду мезозоя, но как украшение жилища это явление распространяется во время язычества. Позже такую резьбу назовут «корабельной», когда с кораблей в деревянное зодчество перекочуют некоторые декоративные элементы.
Первые резные элементы были примитивными: геометрические фигуры, линии и религиозные языческие символы. Первостепенно украшались резьбой оконные и дверные проемы: считалось, что нанесение соответствующих символов-оберегов обережет дом от проникновения нечистой силы. Такие символы могли не только препятствовать нечистой силе и злым духам, но и привлекать в дом удачу и достаток. Подобным образом сформировались первые традиции деревянного зодчества.
Затем примитивные зарубки и орнаменты превратились в плавные линии и узоры. Религиозность стала уступать место эстетике, сохранив некоторые формы. Резьбой стали украшать фронтоны и карнизы, резные элементы стали нести другие функции: прикрывать щели, проемы и торцы срубов. В наше время домовая резьба несет в основном эстетический характер и может представлять собой самые замысловатые композиции.
Считается, что самое красивое «деревянное кружево» можно встретить на русском Севере (Вологодская и Архангельская области) и в Поволжье.
Характеристика
Дерево – живой, теплый, дышащий материал, который приятно держать в руках. Для резных элементов используются хвойные породы дерева. Это характерно для деревянного зодчества и большого пласта художественной резьбы. Связано это с тем, что в строительстве деревянных домов (из бруса и кругляка) используются в основном хвойные породы. Есть у хвойных пород и другие важные преимущества: простота обработки примитивными инструментами, доступность и массовость материала.
Накладные элементы на внешних и внутренних частях дома создают уникальные интерьеры и экстерьеры. С помощью даже незатейливых элементов можно создать уют в гостиной или подчеркнуть индивидуальность резного фасада. Также отдельные элементы и фигуры можно комбинировать, изменяя рисунок, в таком случае создаются целые композиции. Такими украшают карнизы и фронтоны традиционных деревянных домов.
Прорезная резьба смотрится скромно, но если элементы накладывать друг на друга в несколько слоев – создается эффект объемного кружева. На карнизах, фронтонах и наличниках такие украшения смотрятся роскошно и производят эффект увеличения дома.
Объемная скульптурная резьба, называемая корабельной, придает определенной роскоши внешнему виду дома. Резные балки и опоры внутри дома производят впечатление массивности, добротности. Скульптуры из дерева, выполненные на должном уровне, производят впечатление. Традиционно на коньке крыши вырезают голову коня или домашней птицы.
Выделяют отдельный вид резьбы, такой как «Нижегородская» (она же «барочная резь»). Представляет собой глухую рельефную резьбу, распространенную на лобовой доске и наличниках в Нижегородской области: узоры и орнаменты, целые сюжеты уместились на досках и деревянном массиве. Такой красотой украшали волжские суда, откуда резьба берет своё начало. Русская художественная резьба украшает дома многих регионов России. В каждом свои традиции внешнего вида и способов её выполнения. Среди всего этого многообразия не найти двух похожих орнаментов или сюжетов.
Различают несколько основных направлений этого народного искусства:
- прорезная;
- глухая рельефная;
- скульптурная.
Под прорезной резьбой подразумевается резьба, выполненная способом сквозного пропила: не имеет фона, пропилы в доске выполняются лобзиком. Представляет собой разной сложности ажурные узоры, «кружева», геометрические формы и другие элементы. Все эти элементы могут совмещаться, накладываясь друг на друга.
Чаще всего такие элементы можно встретить на окнах в качестве наличников, в виде карнизов и на дверных косяках, также встречается на крыльце или в виде плоских балясин. Популярна и распространена без преувеличения во всех регионах.
Глухая рельефная резьба представляет собой объемные фигуры, формы и орнаменты, выполненные на глухом фоне. Выполняется такая резьба чаще на фронтонах и торцевых досках, в оформлении балконов, реже встречается на оконных наличниках и дверных косяках. Геометрические фигуры, сделанные в таком формате, имеют языческие корни и несут функции оберегов. Частыми сюжетами этого типа резьбы являются виноградная лоза, мистические персонажи, животные, растения (листы, побеги и другие элементы), а также астрологическая тематика.
Скульптурная резьба представляет собой объемные фигуры и формы, как вырезанные в качестве композиции в массиве дерева, так и полностью объемные и осязаемые тактильно. Именно эту резьбу называют корабельной, традиция украшать носовую часть корабля перекочевала на сушу: фигурами животных и птиц украшаются коньки крыш. Также в технике скульптурной резьбы выполняются деревянные колонны (например, на крыльце), балки, балясины и другие несущие элементы, встречается на наличниках окон и фронтонах.
Техника выполнения
Дерево – живой материал, не прощающий ошибок. Подготовка и обработка дерева для дальнейшей резьбы по дереву – кропотливый труд. Когда идет речь о тонкой работе, художественной резьбе отдельных элементов домовой резьбы: одно неловкое движение резаком и исправить ошибку бывает не так просто. Выполняются все эти процессы обычно простыми инструментами: топор, пила, лобзик и дрель, стамески, ножи и резаки. Для каждого типа работ своя техника. Рассмотрим подробнее по отдельности.
Современная техника выполнения резьбы для каждого типа своя. Общим является одно – чертежи. Сначала изучаются чертежи, если потребуется, изготавливаются шаблоны и лекала, для переноса рисунка на струганную доску.
Сквозная прорезная резьба выполняется в подготовленной высушенной доске острыми резаками. Считается, что предпочтительнее в этой работе лиственные породы, но под рукой чаще хвойная древесина, которую используют для строительства повсеместно. Хвойные породы склонны к раскалыванию, могут треснуть в самом неподходящем месте и испортить заготовку, поэтому рисунок наносят вручную или посредством трафарета с расчетом, что пропилы не будут резко поперек нарушать волокна. Там, где требуется выпилить внутренний узор, просверливается отверстие, затем аккуратно вырезается лобзиком. Затем элемент шлифуется, покрывается лаком или окрашивается, в зависимости от задумки автора.
Рельефная резьба требует некоторого опыта и определенного уровня мастерства. По нарисованному эскизу прикидывается глубина орнамента, затем аккуратно вырезается и выскабливается соответствующими инструментами. Заготовка шлифуется, в труднодоступных местах шкурку подгибают и также шлифуют, кто-то пользуется специальными шлифовальными машинками. Затем также покрывается лаком, антисептической пропиткой или краской.
Объемная скульптурная резьба выполняется в брусе, бревне или другом деревянном массиве. Материал осматривается на предмет трещин и других дефектов. Рисунок наносят жирным карандашом, прикидывают глубину пропилов. Выполняется работа бензопилой, топором и другими инструментами. Затем шлифуется и покрывается лакокрасочными материалами.
Мастер-класс по домовой резьбе смотрите далее.
Деревянные карнизы
Активные фильтры
Карниз Одиночный
Артикул: CM178-0000
74×19 мм товар под заказ —>
Карниз Одиночный
Артикул: CM178-0000
74×19 мм
Карниз Альберти
Артикул: CM144-0064
140×40 мм товар под заказ —>
Карниз Альберти
Артикул: CM144-0064
140×40 мм
Карниз Микеланджело
Артикул: CM121-0001
140×45 мм товар под заказ —>
Карниз Микеланджело
Артикул: CM121-0001
140×45 мм
Карниз Тинторетто
Артикул: CM261-0000
95×20 мм товар под заказ —>
Карниз Тинторетто
Артикул: CM261-0000
95×20 мм
Карниз Ротмайер
Артикул: CM228-0001
140×27 мм товар под заказ —>
Карниз Ротмайер
Артикул: CM228-0001
140×27 мм
Карниз Рембрандт
Артикул: CM002-0003
95×20 мм товар под заказ —>
Карниз Рембрандт
Артикул: CM002-0003
95×20 мм
Карниз Пиранези
Артикул: CM009-0062
95×20 мм товар под заказ —>
Карниз Пиранези
Артикул: CM009-0062
95×20 мм
Карниз Ориентал
Артикул: CM144-0000
140×22 мм товар под заказ —>
Карниз Ориентал
Артикул: CM144-0000
140×22 мм
Карниз Одиночный
Артикул: CM237-0000
84×20 мм товар под заказ —>
Карниз Одиночный
Артикул: CM237-0000
84×20 мм
Карниз Лоррен
Артикул: CM067-0000
95×20 мм товар под заказ —>
Карниз Лоррен
Артикул: CM067-0000
95×20 мм
Карниз Леонардо
Артикул: CM018-0004
140×28 мм товар под заказ —>
Карниз Леонардо
Артикул: CM018-0004
140×28 мм
Карниз Леонардо
Артикул: CM003-0001
115×20 мм товар под заказ —>
Карниз Леонардо
Артикул: CM003-0001
115×20 мм
Карниз Леонардо
Артикул: CM228-0002
140×27 мм товар под заказ —>
Карниз Леонардо
Артикул: CM228-0002
140×27 мм
Карниз Лалик
Артикул: CM262-0047
95×21 мм товар под заказ —>
Карниз Лалик
Артикул: CM262-0047
95×21 мм
Карниз ГранДекор
Артикул: CM295-0000
95×20 мм товар под заказ —>
Карниз ГранДекор
Артикул: CM295-0000
95×20 мм
Декоративные резные карнизы из дерева
КАРНИЗ (от греческого koronis) — это выступающий элемент внутренней и внешней отделки помещений, зданий, мебели. Карнизами декорируют место стыка потолка и края обоев на стене, создавая красивый акцент. Карнизы позволяют визуально улучшать пропорции интерьера, образуя плавный сводчатый переход к потолку. Деревянные декоративные карнизы бывают простыми и комбинированными (т.е. состоящими из нескольких элементов). Помимо декора стыка потолка и стены, карнизы из дерева применяются в кессонных потолках, дверных, оконных и каминных порталах, а также в корпусной мебели. Деревянную отделку карнизами испокон веков используют для дизайна интерьера: украшения загородных домов, особняков, квартир. Выполненные в едином стиле с элементами отделки окон, дверей, плинтусов, карнизы придадут интерьеру завершенность и очарование, создавая атмосферу уюта и присущей именно Вам индивидуальности.
Наши фигурные, резные карнизы в мебельном исполнении Вы сможете с успехом применить при декорировании книжных и гардеробных шкафов, а также кухонь, избежав при этом, использования дополнительных конструктивных элементов.
Любой серийный карниз «ГРАНДЕКОР» может быть заказан Вами в мебельном исполнении. В обозначении артикула нужно изменить лишь буквенную часть, а именно — вместо аббревиатуры CM необходимо будет указывать аббревиатуру CF. К примеру, вместо артикула CM018-0002, в заказе необходимо будет указывать артикул CF018-0002.
Резьба по дереву лобзиком: шаблоны, фото, советы для начинающих резчиков и продвинутых мастеров
В современном мире, заваленном китайскими безделушками и ширпотребом, изделия ручной работы всегда бросаются в глаза, выглядят дорого и необычно. Особенно, если речь идет не о пластиковых вещах, а о натуральном дереве. Чтобы заполучить такое украшение для себя, можно заказать его у мастера-резчика или попробовать себя в новом искусстве. Для резьбы по дереву при помощи обычного лобзика придутся очень кстати шаблоны и фото готовых работ как начинающему, так и опытному мастеру. Красиво смотрятся сувениры и другие интерьерные мелочи, выполненные в технике резьбы по дереву, кроме того, резные фасады и наличники на частных домах тоже уместны и очень красивы.
Подбираем материалы и инструменты для резьбы по дереву лобзиком
Чтобы украсить свой дом и потренироваться в ручной работе, понадобится совсем немного инструментов и материалов. Основными являются ручной или электрический лобзик, дрель или шило и заготовка из дерева. Помимо этого, не обойтись без наждачной бумаги, лака или краски, заготовленного трафарета и принадлежностей для крепления. Последние зависят от того, какое изделие хочет получить мастер в результате своей работы.
Электролобзик для резьбы по дереву.
Как выбрать подходящий материал для резки по дереву.
Размер и порода заготовок зависят от назначения будущего изделия. Для наличников, элементов фасада дома, декоративных стеновых панелей следует выбирать брус толщиной до 2 сантиметров, высотой и шириной подходящих по размеру. Лучше использовать массив мягких пород дерева, таких как липа или ольха. Для мелких украшений можно использовать фанерную доску толщиной 0,7-1,2 см.
Перед началом работы с деревом нужно определиться с узором для выпиливания. Можно сделать чертежи самостоятельно, а можно подсмотреть лекала в интернете. Чтобы удобно было вырезать, необходимо перенести эскизы на дерево. Сделать это можно несколькими способами. Первый – воспользоваться копировальной бумагой. Второе – приложить к дереву лист с распечатанным рисунком и шилом сделать проколы в углах и местах загиба, после чего убрать лист и соединить точки. Также можно скопировать трафарет по фрагментам. Этот вариант чуть более трудозатратен, но в этом случае можно менять пропорции так, как это необходимо. Кроме того, шаблоны можно менять под свои нужды: добавлять элементы, убирать лишнее, сглаживать углы и так далее.
Готовим рабочее место и создаем заготовку перед началом резки
Для комфортной и легкой работы необходимо заранее подготовить рабочее место. Позаботиться об освещении, вентиляции. Если резьба выполняется дома, можно положить на пол газеты, чтобы было проще собирать стружки после работы. Трафарет перевести на дерево любым подходящим способом. Брусок тщательно обработать наждачной бумагой, выбрать на лобзике необходимое натяжение. Это очень важно, посколько от этого зависит скорость работы, кроме того, при неправильное натяжение может привести к поломке пилки.
Техника выпиливания лобзиком – это прорезная резьба, или ажурная. Она характерна тем, что узор не имеет фона, он прорезан насквозь. Чтобы добиться этого эффекта, первым шагом в пропильной резьбе будет просверлить отверстия в тех местах, откуда требуется выпилить лишнее. После этого в отверстия вставляется пилка лобзика и по нарисованому контуру вырезаются детали нужной формы. Для начинающих лучше подойдут шаблоны с малым количеством деталей и с отсутствием зазубрин, острых углов.
Простые шаблоны резки по дереву для новичков.
Как правильно работать с лобзиком: секрет красивой резьбы
При резьбе по дереву лобзик следует держать перпендикулярно дереву, работать лучше неспеша, чтобы не образовалось лишних вырезов. Важно помнить, что ровная и аккуратная работа, точное повторение лекал и узоров – вот что делает резьбу по дереву красивой и действительно стоящей.
После выпиливания узора изделие необходимо ошкурить, смахнуть пыль и стружки, после чего покрыть лаком, краской или морилкой. Далее деталь нужно закрепить на предназначенное ей место. Важно помнить о том, что для украшений фасада подойдет водостойкая краска для наружных работ, ведь в противном случае изделие будет радовать глаз очень недолго. Если речь идет о сборе шкатулки или подобного, подойдет хороший универсальный супер-клей, клеевой пистолет или другой удобный и привычный мастеру.
Подборка видео на тему статьи
В интернете существует масса различных уроков и мастер-классов по вырезанию из дерева. Ниже представлены некоторые из видео про резьбу по дереву при помощи лобзика.
Трафареты для резьбы по дереву
Древнее искусство резьбы по дереву и фанере всегда считалось увлекательным занятием, с помощью резных украшений возводили уникальной красоты терема и избы, большинство из которых и сегодня относят к памятникам архитектуры. Вудкарвинг, или резьба по дереву, становится популярным мастерством, применяют его для изготовления крупных и мелких шедевров. Начинающим мастерам помогают создавать шедевры готовые трафареты для резьбы по дереву – специальные шаблоны, по которым создаются объёмные орнаменты, узоры.
Древнее искусство резьбы по дереву всегда считалось увлекательным занятием
Трафареты для резьбы по дереву: идеи
Трафареты для работы по дереву используют для того чтобы готовые идентичные узоры перенести на объёмную плоскость. Чаще всего, такую работу проделывают для украшения стен и оконных наличников, поэтому и считаются самыми распространенными эскизы для работы с деревянными поверхностями.
Резные узоры, выполненные с помощью трафарета, мастерами подразделяются на несколько видов:
- ленточного резного орнамента;
- резных наличников;
- резных балясин;
- пилястр;
- полотенец;
- кронштейнов.
По таким готовым шаблонам даже начинающий мастер может скомпоновать и самостоятельно создать уникальный рисунок и настоящий шедевр резного искусства. С помощью готового трафарета легко можно украсить любое изделие из дерева. Художественная резка и ажурные рисунки, как правило, пригодятся при украшении:
- предметов мебели;
- посуды;
- рамок для картин или фотографий;
- шкатулки.
В том случае, если мастер желает в своей работе передать определенные национальные мотивы или особенности предмета, следует предварительно изучить тонкости и нюансы орнаментов и узоров.
Как научиться резьбе по дереву (видео)
Эскизы для узоров: инструкция
Начинающим резчикам рекомендуются перед началом работы определиться с тем, в какой технике планируется гравировка и правильно подобрать орнамент или узор.
Тем мастерам, которые не так давно взяли в руки инструменты, опытные мастера рекомендуют учитывать следующие нюансы при подготовке к работе:
- шаблон для гравюры должен быть максимально простым и понятным, без сложных и витиеватых элементов;
- для каждого вида резьбы существуют свои шаблоны для работы;
- линии с имеющегося шаблона на материал для работы переносят максимально точно, так как только так можно добиться аккуратности в работе.
Не следует приступать к работе без предварительного создания эскиза
Выбирая рисунок для последующего перенесения его на материал, стоит учитывать ряд тонкостей, которые помогут изготовить изделие профессионально и мастерски.
- Для крупного изделия не следует выбирать ажурный орнамент или рисунок с мелкими деталями. Такой рисунок потеряется на готовой вещи и не сделает её уникальной.
- Мелкие вещи не украшаются узорами с крупными элементами и деталями орнамента, чтобы не скрыть форму и уникальность изделия.
- Пропорции при перенесении деталей на фрагменты изделия следует соблюдать до тонкостей, чтобы не нарушить целостность готового орнамента.
Не следует приступать к работе без предварительного создания эскиза, который можно изготовить самостоятельно или скачать готовые фотографии из интернета.
Резные рамки для зеркала: интересная идея
Любителям интерьера в стиле модерн придутся по вкусу резные рамки, обрамляющие картины или зеркала.
Такие предметы интерьера не только сморятся богато и уникально, но добавляют интерьеру комнату особенную «изюминку». Для вырезывания рамок для зеркала специалисты рекомендуют использовать несколько основных стилей для работы.
- Стиль двойной барокко содержит два контура внутри и снаружи, представленные ажурными завитками. Мастера включили в этот стиль профиль пера, он отражает некоторую легкость и изящество изделия прямоугольной формы.
- Для зеркал идеально подходит профиль перо с тыльником, предусматривающий плотную заднюю часть, куда и крепится зеркало.
- Изысканный профиль имеет также стиль гантель, несмотря на некоторую массивность рамки. Именно такие рамы неплохо держат тяжелое и массивное зеркало.
Любителям интерьера в стиле модерн придутся по вкусу резные рамки, обрамляющие картины или зеркала
Для изготовления зеркальных рамок используются и специальные методы декорирования:
- золочение с предварительной полировкой;
- лакирование материалом прозрачного состава;
- патина, или искусственное старение дерева;
- антикварное оформление трещинами под названием кракелюр.
Для того чтобы переносить узор с трафарета на изделие, используют мягкие карандаши, перенося орнамент максимально точно и аккуратно.
Трафареты картинки для лобзика и резьбы по дереву в карандаше: как сделать
Тем умельцам, которые только начинают себя пробовать в качестве резчика по дереву, следует понимать, что качественную резку можно сделать только после того как будет правильно заготовлен шаблон для вырезания.
При создании трафаретного эскиза рекомендуется соблюдать определенную последовательность действий:
- Изначально стоит определиться с заготовкой для резьбы. Начинающим умельцам лучше подойдет геометрическая резьба на плоскости или несложная деревянная фигурка.
- На бумаге карандашом делается набросок эскиза, при этом на нем четко определяются основные зоны и места, где планируется нанесение резьбы.
- С помощью специальных приспособлений для черчения изображение переносится миллиметровую бумагу.
- Повторяющиеся детали изготавливаются из плотной бумаги или плотного картона.
- Готовое бумажное лекало закрепляется на деревянную основу и копируются.
При создании трафаретного эскиза рекомендуется соблюдать определенную последовательность действий
При изготовлении трафаретов для резьбы, выполненной в прорезной технике, мастера рекомендуют изначально пользоваться плотной бумагой для лекала.
Геометрическая и плоскорельефная резьба: что это такое
Название геометрической резьбы по дереву идет от основных деталей и элементов в основе узора: геометрических форм, фигур и их элементов. Используют такие орнаменты для украшения мебели, домашней утвари.
Для создания этой гравировки потребуется несложный набор инструментов:
- отрезок доски из дерева мягкой породы;
- специальный нож-косяк;
- простой мягкий карандаш;
- линейка.
При изготовлении изделия не потребуется накладная бумажная заготовка, так как элементы геометрического узора можно наносить прямо на деревянную заготовку.
Плоскорельефная резьба делается аналогичным способом, но рисуночными элементами выступают не геометрические фигуры, а изображения животных, элементов природы, людей. Используется этот вид резьбы также для изготовления нард.
Готовое изделие можно обработать бесцветным лаком
Для такой деревянной гравюры понадобятся материалы:
- набор резцов по дереву;
- мягкая деревянная заготовка;
- наждачная бумага, карандаши.
Изготавливают изделие с соблюдением определенной последовательности действий.
- Древесину заранее зачищают и подготавливают для работы. Рисунок наносится на копировальную бумагу и переносится на заготовку.
- Контурная резьба делается по рисунку, предварительно выбирается рельеф и рамка изделия.
- По окончании работа обрабатывается морилкой, красителем или просто акварельными красками. Зачищается наждачной бумагой.
Готовое изделие можно обработать бесцветным лаком.
Цветы: резьба по дереву для начинающих
Цветы являются одним из основных элементов многих узоров для резьбы по дереву. Вырезать этот элемент несложно, важно соблюдать последовательность действий и принцип работы.
- На деревянную поверхность наносится рисунок в виде кругов и размечаются детали будущего цветка.
- Центральные круги подрезают по кругу, после чего срезают от внешнего круга к центру.
- После разметки лепестков их прорезают по контуру, срезая треугольники между лепестками, после чего надрезают внешний контур каждого лепестка.
- Внутри цветка делают надрез, закругляя центр рисуночного элемента.
Украсить рисунок можно любыми дополнительными мотивами, широкие возможности для тонирования дает гериолаковая основа изделия
Резьба по дереву для начинающих (видео)
Изготовить шаблоны, чертежи и трафареты для фрезера и резьбы можно самостоятельно, задействовав собственные творческие способности, можно посмотреть и скачать из интернета и распечатать готовые шаблоны бесплатно. Большинство готовых трафаретов можно найти на сайте «татьянка», некоторые, не менее интересные варианты предлагают и другие интернет-ресурсы.
Создаем деревенский стиль в доме
Стиль кантри, как приятная песня под гитару у костра — такой же теплый, традиционный и уютный, чарующий своей неподдельной легкой наивностью и тесной связью с природой. В таких интерьерах можно увидеть большое количество элементов из природных материалов: дерево, камень, кирпичная кладка, элементы из алюминия или меди, изделия из глины, натуральный текстиль из ситца или хлопка , каждая деталь говорит о гармонии, натуральности и экологичности.
Мебель в кантри-стиле так же имеет характерные особенности, зародившиеся еще в начале 20 века.
Мебель для гостиной должна быть функциональной, легкой и непринужденной и в то же время воплощать традиции стиля: простые формы, натуральные цвета, необработанные поверхности, изящные ручки из латуни, резные карнизы и цоколи, невесомые витражи и характерные фахверки — помогут вам узнать этот стиль из всех других.
Обивкой мягкой мебели, как правило, выступает натуральная кожа или грубоватая ворсистая ткань, похожая на мешковину.
Диван или кресло с деревянными локотниками идеально впишется в интерьер гостиной.
В стиле кантри нет четких требований к цвету отделки, для спален в этом стилистическом направлении характерны элементы теплых природных оттенков. Главная задача — обеспечить легкую, располагающую к отдыху обстановку.
Воздушная и белоснежная – мебель для спальни будто излучает свет, благодаря нежнейшему цвету «Валенсия».
Простая и сдержанная, казалось бы, спальня — сокровищница дизайнерских элементов. Интересные прикроватные тумбы, похожи на изящные табуретки, а декор изголовья кровати поддерживает общий стиль.
Интересный дизайнерский ход — камин в спальне, символизирующий семейный очаг. Конечно, зачастую используют электрические камины с кирпичной каменной отделкой, они вносят в интерьер умиротворенность маленьких городков и являются важной составляющей «деревенского» стиля.
Кованая кровать — важная составляющая «сельского» стиля.
В стиле кантри мы можем использовать такой аксессуар как ветви деревьев или рога животных, они просто созданы друг для друга! Необычный способ разбавить интерьер — это выкрасить эти аксессуары в акцентный цвет розовый, голубой, черный, выглядеть будет невероятно стильно.
Более того, тенденции не стоят на месте и появились «безобидные» аксессуары из дерева, металла, пластика.
.
Детская комната в стиле кантри очаровывает нежными древесными цветами, легкими текстурами и изящными деталями, гарантирует экологичность материалов и безопасность ребенка.
Стиль кантри предполагает наличие множества деталей, многие из них присутствуют в комнате неуловимой паутинкой, что делает детскую невероятно очаровательной!
Кухня в стиле Кантри
«Сельский» стиль призывает избежать ярких тонов отделки мебели и стен. Основными выступают пастельные цвета, которые подчеркиваются аксессуарами и текстилем более ярких оттенков.
Выбирая мебель для кухни — отдайте предпочтение натуральной фактуре дерева любой породы, покрытой матовым лаком или материал, имитирующий древесную текстуру. Чем натуральнее выглядит покрытие, тем уютнее будет интерьер вашей кухни.
В «деревенской» кухне часто встречаются такие мебельные аксессуары:
• Деревянный обеденный стол простой формы, за которым будет удобно собирать всю семью.
• Самые незамысловатые деревянные стулья, табуреты или скамейки.
• Антикварные буфеты, отреставрированные или декорированные заботливыми и креативными хозяевами. Кухонные диванчики непринужденной формы.
• Отлично дополнят деревенский образ — старинные «бабушкины» сундуки или корзины для хранения кухонных принадлежностей.
Стены оформляются бумажными обоями, штукатуркой или краской, предпочтительны светлые оттенки: песочные, белые, светло-оливковые, голубые, серые, желтые, цвет топленого молока.
Пол оформляют паркетом, ламинатом или плиткой.
Потолок в оформлении не прихотлив, достаточно выкрасить его в белый цвет.
Аксессуарами и характерными интерьерными акцентами вы в полной степени подчеркнете и передадите настроение стиля кантри.
Льняная скатерть, плетеная корзинка для овощей или фруктов, керамическая посуда и статуэтки, изделия из металла с налетом старины, плетеный коврик, глиняные горшки, наполнят интерьер необыкновенным деревенским уютом.
Символьным элементом «сельского» стиля является наличие невинных цветов загородных пейзажей: свежая зеленая трава, нежные васильки, коричневые оттенки коры дерева, бирюза реки, серость камней.
Сочетание белого и василькового освежит интерьер, а хлопковые или льняные шторы в цветок или невесомую клетку добавят в интерьер романтики.
Одним из самых уютных элементов интерьера — лоскутное одеяло, которое можно накинуть на кресло, диван или кровать, а самое главное, его очень просто сделать своими руками, например из старых вещей, которые дороги как память, но не годятся для использования.
Инструменты: утюг, швейная машина, иглы, булавки, мел или мыло, ножницы, ткань, трафарет и лента-сантиметр.
- Для начала выберите ткань, и подготовьте из них выкройки -это может быть джинса, хлопок или лен в цветок, мешковина, клетка, горошек — все зависит от вашей фантазии, главное сочетать цвета и форму.
- Прогладьте каждый лоскуток, чтобы швы получились ровными и красивыми.
- Чтобы представить, как будет выглядеть ваше одеяло, разложите лоскуты, поиграйте ими, чтобы получилась идеальная композиция.
- Выберите качественные нити в тон или контрастного цвета
- Утеплить одеяло можно ватином, синтепоном, холлофайбером, самый популярный материал — синтепон, мягкий и объёмный.
- Затем с помощью швейной машинки по квадратам сшейте лоскутки вместе в единое полотно и прогладьте швы.
Этой же техникой декорируют мягкую мебель, что тоже очень подходит для нашего «деревенского» стиля.
Характерная душевная традиционность, романтичные цвета и натуральность – главные признаки стиля Кантри. Интерьер, основанный на экологичности, уюте и очаровательных деталях, поможет отвлечься от городской суеты и серости в кругу семьи.