Rbremont.ru

РБ Ремонт
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закаленное стекло или триплекс что лучше?

Отличия триплекса от закаленного стекла — что и когда следует выбрать

Автостекла современных транспортных средств отличаются высокой технологичностью и прочностью, устойчивостью к механическим воздействиям. Для остекления используется закаленное стекло, триплекс и (реже, на авто премиум-класса и бронированных машинах) многослойные тонированные изделия с оксидом железа в составе.

Что такое триплекс и закаленное стекло

Каленое стекло – продукция, выполненная методом закалки из сырого стекла с высоким уровнем светопроницаемости и безупречно ровными краями. На поверхность могут быть нанесены пескоструйные рисунки, керамическая печать, другой декор.

В процессе производства триплекс не подвергается воздействию максимально высоких температур. Это многослойный материал, изготавливающийся из нескольких сырых или закаленных стеклянных листов, для соединения которых применяется полимерный состав или пленка. Между листами в декоративных целях может быть проложена цветная пленка, кружевная сетка, ткань. Современные технологии позволяют получать триплекс с переменной прозрачностью. Обрабатывать материал можно даже после изготовления. В частности, полировкой можно убирать неровности его краев.

Чем отличается триплекс от закаленного стекла

Отличие триплекса от закаленного стекла не одно. Между материалами есть заметная разница по уровню светопроницаемости, звукоизоляции, термической устойчивости, безопасности, прочности и цены.

Прочность

В сравнении с обычным, закаленное стекло в 6 раз прочнее. Чтобы разбить его, необходимо приложить усилие, удар должен быть сильным. При разрушении материал образует крошку с неострыми краями, не способными нанести травму. В соответствии с требованиями безопасности, на 1 кв. м. разбитого стекла будет приходиться примерно 180 неопасных осколков.

На показатели прочности триплекса влияет вид (каленые или сырые) листов, использованных при производстве, и их количество. При этом материал, изготовленный из сырых пластин, будет отличаться большей прочностью, чем само обычное стекло.

Триплекс из каленых пластин имеет многократно увеличенную прочность. Из него выполняются бронированные и противоударные стеклопакеты. Имея толщину в 13 мм., материал уже является пуленепробиваемым.

При разрешении триплекса также образуются безопасные осколки, удерживающиеся на промежуточной пленке.

Звукоизоляционные свойства

По уровню звукоизоляции триплекс многократно выигрывает у каленого аналога. Многослойный стеклопакет из него обеспечит максимальную звукоизоляцию.

Светопроницаемость

Промежуточный полимерный слой в определенной степени мешает триплексу пропускать свет. Поэтому показатели каленого материала выше.

Термическая стойкость

При нагревании до +300 0 Цельсия каленые стекла не деформируются.

Триплекс, а точнее его прослойка, сопротивляется температурному воздействию хуже. Он может выдержать нагревание до +180 0 Цельсия.

Стоимость закаленных материалов заметно ниже.

Сфера применения

Корректно ответить на вопрос, «триплекс или закаленное стекло — что лучше», невозможно. У каждого варианта собственные достоинства, важные для конкретных сфер применения.

Закаленный материал стоит использовать в ситуациях, когда максимальная прочность не требуется и большее значение имеет сравнительно низкая стоимость:

  • фасадное остекление медицинских, торговых и других зданий;
  • остекление балконов, лоджий, веранд;
  • изготовление душевых кабинок, перегородок, дверей.

Боковые и задние автостекла чаще всего являются калеными, а не многослойными.

Триплекс рекомендуется в таких случаях, как:

  • остекление объектов, предъявляющих повышенные требования к звукоизоляции и безопасности;
  • создание ударопрочных и звукоизоляционных стеклопакетов;
  • производство перекрытий, витрин, лестниц, полов, козырьков, ограждений;
  • остекление наклонных сложных фасадов.

Из многослойного материала выполняются лобовые стекла для различных транспортных средств – от автомобилей до кораблей, судов, самолетов. Триплексные образцы могут иметь дополнительные функции: сенсоры дождя, тонировку, затемняющую линию, шелкографию.

Процесс производства

Триплекс производится путем склеивания на поливинилбутиральный состав или поливинилбутиральную пленку нескольких сырых или каленых стеклянных пластин.

В случае с применением пленки, она укладывается между листами. После чего вся конструкция поступает под пресс, далее – в печь (нагревание до +150 0 Цельсия). Расплавленная пленка крепко соединяет пластины.

Если для соединения применяется поливинилбутиральный состав, обработанные им листы прикладываются друг к другу. Полимеризация осуществляется УФ-излучением.

Основные моменты изготовления закаленного стекла:

  • используется листовой материал;
  • нагревание происходит до температуры более 650 0 Цельсия;
  • после нагрева, образцы быстро и равномерно охлаждаются потоками воздуха. За счет этого у поверхности формируется напряжение сжатия.

Эксплуатационные свойства многослойного и каленого стекол зависят не только от их вида. Но и от используемого сырья, соблюдения производственных технологий. Поэтому покупать материал рекомендуется непосредственно у его изготовителя, несущего полную ответственность за качество товара.

Покупка у производителя выгодна и в финансовом плане. За счет отсутствия посреднической наценки, стоимость гарантированно надежной продукции оказывается сравнительно невысока.

Закаленное стекло

Продукция компании Эрагласс всегда выполняется из высококачественных материалов. Одним из них является закалённое стекло – оно же «сталинит» (от слова «сталь» – такое название можно встретить в советских статьях и книгах, а также в речи старых специалистов, начавших карьеру ещё при СССР). Другое название, встречающееся в просторечии – «калёнка». Что же собой представляет этот материал?

По сути – это обычное листовое стекло (хотя и качественно отлитое и прокатанное: специалисты Эрагласс следят за состоянием исходных материалов). Весь секрет в том, что с ним потом делают. Из полос стекла толщиной не менее 6 мм вырезают элементы необходимой формы, а затем помещают в печь, где прогревают до температуры 650-680°C. Затем раскалённую заготовку обдувают воздухом для быстрого охлаждения. В результате перепада температур резко нарастают механические напряжения, которые остаются после охлаждения. Полученный материал, как раз и называемый «закалённое стекло», обладает целым рядом интересных свойств, которые делают его уникальным строительным материалом.

Технические особенности закалённого стекла

Пройдя закалку, стеклянные элементы производства Эрагласс обладают следующими качествами:

  • Высокая механическая прочность. Закалённое стекло не зря в советское время называли «сталинит» – его твёрдость и устойчивость к ударам вплотную приближаются к некоторым маркам стали. Согласно ДСТУ Б В.2.7-110-2001 строительное стекло этого типа должно без ущерба выдерживать удар стального шара диаметром 38 мм, свободно падающего с высоты не менее 3 м.
  • Термическая прочность. Стеклянные элементы выдерживают перепад температур не менее 120°C.
  • Безопасность. Это главная причина, по которой для больших стеклянных конструкций используется именно «калёнка». Если механические или температурные повреждения слишком сильны – деталь рассыпается на мелкие кусочки неправильной формы, не имеющие острых граней. Элемент конструкции будет уничтожен, но осколки не причинят вреда людям. Восстановить ступеньку, витрину или кабину будет очень легко – но живые люди незаменимы. И именно сохранение их жизни и здоровья обеспечивает закаленное стекло компании Eraglass.

Как его изготавливают

В производстве коленное стекло может изготавливаться двумя основными способами:

  1. Термическая закалка.
  2. Химическая закалка.

По ряду причин компания Эрагласс предпочитает использовать термически закаленное стекло. Однако если заказчик препочитает, ему будет предоставлено стекло калёное, изготовленное химическим способом. В любом случае он получит небьющееся стекло, выдерживающее высокие нагрузки и перепады температур без вреда для пользователей.

Что такое термическая закалка стекла

Термической закалкой называют такой способ обработки стеклянных деталей, при котором:

  • Сначала формируют заготовку. Калёнка не обрабатывается, поэтому деталь вырезается из листа, при необходимости гнётся, в ней сверлят отверстия и делают фаски по кромкам (при этом скругление кромки отверстия должно быть не меньше его радиуса).
  • Затем заготовку нагревают. Температура зависит от марки стекла и его толщины.
  • После нагрева деталь быстро остужают, обдувая холодным воздухом. Алгоритм продувания соответствует техническим условиям, и для каждой детали он свой. Поэтому закалку ведут в печах с компьютерным управлением.
  • Готовую деталь тестируют и передают заказчику.

Где используют

Закалённое стекло применяется:

  • Для стеклянных стен и перегородок в интерьере. Фирма «Эрагласс» по заказу может изготовить как межкомнатные перегородки, так и полноценные стены, выдерживающие жару, холод и удары снаружи.
  • Для заборов и ограждений. Если нужно оградить часть пространства, стеклянные стены – неплохой выбор.
  • Для дверей. Их прочность защитит от любого злоумышленника, но при этом они не затеняют интерьер.
  • Для деталей интерьера. Душевые кабинки, изготовленные по индивидуальному заказу, идеально впишутся в дизайн ванной комнаты.
  • Козырьки и навесы. Они не мешают освещению, но защищают от мусора, загрязнения и вредного влияния извне.

Это лишь малая часть того, что компания может предложить своим клиентам. По сути, любая строительная деталь может быть изготовлена из стекла по желанию заказчика точно и в срок.

Тест на ускоренное старение

Хотя современные стеклозаводы используют флоат-технологию (контролируемое охлаждение на слое расплавленного олова), дающую стекло высочайшего качества, сырьё может включать ненужные вещества. К ним относится прежде всего сульфид никеля: даже небольшая доля его молекул в составе детали приводит к неравномерному расширению при нагревании, что повреждает кристаллическую структуру. В результате закалённое стекло иногда способно самопроизвольно рассыпаться.

Чтобы этого избежать, заготовки тестируются. Для этого они помещаются на два часа в тестовую печь, нагретую до сравнительно небольшой температуры (около 300°C). За это время все детали, в составе которых есть излишнее количество сульфида никеля, проявят себя и треснут. Лишь те, что выдержали тест, будут использованы в строительстве.

Термическое упрочнение стекла

Термозакалка – это как раз тот самый нагрев до критической температуры с быстрым охлаждением в потоке воздуха. Поскольку на оборудовании все технологические операции осуществляются под управлением электроники, соблюдение техусловий у «Эрагласс» на высочайшем уровне, и компания не перекладывает технологические потери на плечи потребителей.

Химическое упрочнение стекла

Кроме термической, для стекла используется и химическая закалка. В этом случае деталь помещают в разогретую до 450°C ёмкость, содержащую нитрат калия (калийную селитру). В результате ионного обмена между натрием (входящим в состав стекла) и калием в расплаве поверхностные слои детали тоже испытывают напряжение, и стекло повышает свою прочность.

Преимуществами химической закалки являются:

  • Возможность закаливать детали любого размера и толщины. В частности, такой обработке можно подвергать тонкие листы, а также изогнутые.
  • Стекло по-прежнему можно обрабатывать – резать, снимать фаску, сверлить отверстия.
  • При разрушении деталь не покрывается сплошной сетью трещин. Именно поэтому пластины для триплекса, из которого делают лобовые стёкла автомобилей, закаливают не термически, а химически: даже разбитое лобовое остаётся достаточно прозрачным, чтобы водитель видел дорогу и смог довести машину до ремонтной мастерской.
Читать еще:  Почему треснуло стекло в пластиковом окне

Однако есть и серьёзные недостатки:

  • Химическая закалка – очень экологически «грязный» способ.
  • Процедура химобработки дольше, чем термозакалка.
  • Химически закалённое стекло по-прежнему колется на большие куски с острыми режущими гранями. Поэтому в лобовых стёклах его используют лишь в триплексе: прозрачный клейкий пластик удерживает обломки, не давая им полететь в лицо людям в салоне машины.

FAQ по закалённому стеклу

Как отличить закаленное стекло от обычного?

Самый простой способ – разбить его. Обычное развалится на длинные острые осколки, закалённое – на стеклянную «крупу» округлой формы без режущих граней. Но если бить нельзя – есть другие способы:

  • Осмотр плоскости. Под небольшим углом свет, отражающийся от закалённого стекла, слегка рябит. Причина ряби – именно перенапряжённые элементы стекла.
  • Осмотр через зеркало или на просвет. Здесь нужны поляризующие очки (их обычно используют водители, чтоб не слепило дальним светом). Если на поверхности видны радужные разводы – стекло термически или химически закалено.

Закаленное стекло как резать

Если использовалась термическая закалка – никак. Любая нагрузка с торца (в том числе и с образующегося в результате разреза) приводит к мгновенному разрушению. Каленное стекло не режут – его используют в том размере, каков есть.

Как просверлить закаленное стекло

Ответ тот же – никак. Если использовалась термическая закалка, сверло мгновенно раздробит деталь на множество осколков округлой формы. Стекло химической закалки формально сверлить можно – но производители не рекомендуют это делать. Проще закалить деталь нужной формы, чем потом подгонять её по месту.

Чем лучше закаленное стекло

  1. В разы прочнее обычного. Калёнка не используется только в оптике – наводки от радужных пятен мешают получать качественное изображение. Во всех остальных случаях закалённое стекло намного эффективнее обычного.
  2. Его можно сделать цветным или тонированным на всю глубину. Главное – сварить правильное стекло, а закалить можно любое.
  3. Безопасно. Если уж такой материал треснул и развалился – он не причинит вреда пользователю.

Что прочнее закаленное стекло или триплекс

Вот этот вопрос спорный и зависит от марки триплекса и калёного стекла. В любом случае, разница между ними состоит в следующем:

  • Если треснул триплекс – осколки повисают на клеевой основе, не раня пользователя. Некоторое время пробитым триплексом даже можно пользоваться.
  • Если разбилась калёнка – всё, объекта больше нет, он рассыпался на безопасную «крупу». Именно поэтому закалённое стекло не применяется в оптике или в лобовых стёклах транспорта.

По сути, и то, и другое – одинаково прочно. Разница лишь в способе применения.

Каленое или триплекс стекло. Что лучше для автомобиля?

Стекла автомобиля прошли достаточно длинный путь эволюции. НА современных машинах стекла с боков, задние и лобовые отличаются – они не одинаковы и изготавливаются по разным технологиям. Одни закаленные, другие так называемые «ТРИПЛЕКС». И те и другие обладают своими плюсами и минусами (в частности одни сильно царапаются, плохо противостоят механическим воздействиям, в частности от скребков щеток от снега, другие разбиваются вдребезги при сильных ударах и могут вас поранить). В общем, статья получится подробная и интересная (из разряда нужно знать) + обязательно видео версия в конце. Так что читаем смотрим …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Какие стекла стоят в автомобиле?
  • Каленые стекла
  • «ТРИПЛЕКС» — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
  • Скребок против лобового стекла
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Если честно, на написание этой статьи меня толкнул спор на одном из форумов по автомобильной тематике, где обговаривался такой вопрос – царапает ли щетка для убора снега (в частности пластиковый скребок лобовое стекло или нет). Кто то писал, что это бред и лобовуха каленая, и что поцарапать ее не может даже металлические предметы, другие писали, что каленые стекла уже давно не ставятся и сейчас царапины это – «легко и просто». А где же истина? Вот поэтому я и хочу все объяснить, что из чего состоит и где стоит. НУ что начинаем

Какие стекла стоят в автомобиле?

Как многие правильно говорили, сейчас всего два основных типа – каленые и так называемый «ТРИПЛЕКС» (про него чуть ниже). И те и другие устанавливаются в авто, просто в разные места

ДО 2000 – х годов (примерно, некоторые производители отказались раньше) все стекла на машине были каленые (и боковые, и заднее с лобовым).

После 2000 – х и по наше время, боковые и заднее каленые, а вот переднее сделано по технологии «ТРИПЛЕКС» (иногда и заднее делается по этой технологии, особенно на хетчбеках и лифтбеках).

Сейчас это практически обязательное условие! НО почему?

Каленые стекла

Как становится понятно, стекло разогревалось и затем остужалось (проходил процесс закаливания). Причем при этом кристаллическая решетка меняется, и полотно действительно становится очень прочным.

ОБЫЧНО ЭТО ПРОИСХОДИТ ТАК: в печах происходит разогрев при температурах в 650 – 700 градусов Цельсия, затем постепенно происходит охлаждение на воздухе (в воде понятное дело нельзя иначе моментально лопнет). После этого полотно намного прочнее.

В советские времена, их называли «СТАЛИНИТ» имеет прямое отношение к имени Сталина. Именно в честь него назвали однослойное закалено стекло, обладающего повышенной прочностью. НО сейчас такое называние постепенно забывается

Плюсов у таких стекол много: они относительно прочные, прекрасно противостоят механическим повреждениям (даже металлом их поцарапать сложно, я уже молчу о скребках и щетках стеклоочистителей).

Так почему же раньше его ставили везде, а сейчас нет?

Минус здесь один и он очень существенный – не смотря на всю прочность, при сильных ударах «каленка» рассыпается на мелкие кусочки. Если сбоку и сзади это практически не важно. ТО вот с передней часть автомобиля (если прилетел камень или произошел удар), все эти осколки могут полететь в лицо водителю и пассажиру (тут и до аварии недалеко).

Именно поэтому его сняли с производства и на его место пришли другие технологии.

«ТРИПЛЕКС» — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

С латинского «triplex» – тройной. Вот и в нашем стекле применяется три основных слоя:

  • Верхний и нижний — это два минеральных или силикатных стекла
  • А вот между ними, промежуточный слой – это полимерная пленка со специальным клеем

По сути, верх и них просто склеиваются между собой на эту пленку.

НО зачем? А все просто. ТРИПЛЕКС также достаточно прочная конструкция, но сила ее в другом.

ПЛЮСЫ: При сильных ударах, оно не рассыпается в мелкие осколки как оппонент, оно просто трескается или мнется. Кусочки поврежденной поверхности, просто держится на пленке и не осыпаются. ДА вы хоть прыгайте на нем, покроется кучей растрескиваний. Но не осыплется.

Именно поэтому его используют в лобовых стеклах современных машин! Именно из-за безопасности. С трещинами многие из нас могут ездить чуть ли не месяцами, если не годами

МИНУСЫ: Плохо противостоят механическим повреждениям, их достаточно легко поцарапать даже пластиковым скребком от щетки для лобового стекла. Также они дороже в производстве из-за сложной конструкции

Скребок против лобового стекла

Сейчас хочу многим ответить — царапается ли лобовуха или нет? КОНЕЧНО, ДА! Просто ТРИПЛЕКС, не в состоянии противостоять механическим воздействиям.

Например:

  • Если вы долго не меняете щетки лобового стекла, они начинают царапать поверхность и оставляют дуги-потертости
  • Также и скребки. Когда вы трете с пристрастием, то также могут появляться «мелкие царапки» на поверхности

Немного подробнее про скребок и лобовое стекло: – Во-первых, сами скребки могут быть из твердого пластика (знаете, такой прям жесткий, как стеклорез, я советую брать мягкий – типа SOFT TOUCH пластика, стоят они дороже, но зато берегут вашу поверхность).

Во-вторых, стекло не может быть идеально чистым, особенно если вчера на улице была грязь, а сегодня все замерзло, и образовался слой на лобовом стекле. Вы начинаете тереть, а с боков много песка и прочего абразива, когда вы все это прижимаете скребком к лобовому стеклу – работает как стеклорез.

В итоге после трех – пяти лет, на стекле начинает появляться просто куча мелких потертостей (царапок). Причем иногда они такие сильные, что при попадании на них света от встречных авто, появляются ореолы (что реально понижает видимость).

Сейчас видео версия смотрим.

Как видите, все разложил по полочкам, как обычно старался простыми словами для вас. НА этом заканчиваю, ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР

(2 голосов, средний: 4,50 из 5)

Какое стекло лучше: закалённое или триплекс

Автомобильные стёкла, как и все остальные узлы, эволюционировали по мере развития технологий. В настоящее время стёкла, устанавливаемые спереди, сзади и с боков, различаются, поскольку производятся по разным технологиям и обладают неодинаковыми эксплуатационными характеристиками.

Речь идёт о двух разновидностях: триплекс и закалённом стекле. Сегодня мы рассмотрим, как они изготавливаются, каким набором достоинств и недостатков обладают, в каких условиях использование одной разновидности предпочтительнее и наоборот.

Как изготавливается триплекс

В переводе с латинского слово triplex означает «тройной». То есть само название говорит о том, что триплекс изготавливается по многослойной технологии, причём достаточно сложной. Техусловия производства многослойных стёкол, включая триплекс, оговариваются ГОСТом 030826-2014. Как можно догадаться из номерного обозначения стандарта, последние изменения в него были внесены относительно недавно. Стандартом определяются главные характеристики таких изделий (оптические параметры – прозрачность искажения, точность размеров, устойчивость к воздействию влаги, ультрафиолета, термостойкость, класс защиты и др.) и средства контроля этих показателей.

Читать еще:  Как просверлить отверстие в каленом стекле?

Процесс изготовления автостёкол типа триплекс многоэтапный:

  • первый этап – производство стеклянных заготовок. Их раскрой происходит по лекалам специальных матриц, после чего заготовки поступают в печь моллирования для придания будущему ветровому стеклу необходимой геометрии. После такой обработки на заготовках не должно быть поверхностных дефектов, микротрещин, видимых инородных включений. Готовые изделия подвергаются шлифовке, мытью специальным раствором и сушке. В заключение по периметру стекла наносится специальный чёрный кант, что оно не трескалось по краям;
  • склеивание листов посредством поливинилбутиральной плёнки. На этом же этапе, кроме собственно склеивания, в автостёкла могут интегрироваться подогрев, электронное тонирование, другие современные системы. В ряде случаев вместо ПВБ для склеивания отдельных стёкол в пакет используется жидкий полимерный состав, заливаемый между заготовками;
  • термообработка. Стеклянный пакет загружают в автоклав, где изделие прессуется под давлением порядка 12-13 бар и нагревается до 150°С. В результате получается прочное монолитное изделие, практически готовое к употреблению.

На каждом из этапов требуется тщательно контролировать все необходимые параметры, от размеров до характеристик внешней среды. Даже незначительное отклонение от требований стандарта, предъявляемых к технологическому процессу, в состоянии привести к изготовлению брачного изделия. Поскольку работать приходится с очень хрупким материалом, ручной труд не приветствуется – большинство операций выполняется высокоточным роботизированным оборудованием, а сам процесс в значительной степени автоматизирован. Все необходимые подстройки выполняются операторами.

Огромное значение имеет качество комплектующих, в частности, полимерной плёнки. Если использовать материал с ненадлежащими характеристиками, это может привести к появлению самых разнообразных дефектов: воздушных пустот, расслоений, ухудшению ударопрочности, снижению класса защиты.

Разновидности автомобильного триплекса

Различают три разновидности многослойных ветровых стёкол:

  • стандартное, характеризуется толщиной 6 мм. Считается самым распространённым, используемым в качестве базового на большинстве моделей авто. Стандартный триплекс в состоянии выдержать удар средней силы (небольшим камнем, бутылкой и аналогичными предметами);
  • защитное отличается увеличенной до 8-10 миллиметров толщиной. Устанавливается в элитные модели, в том числе на задние стёкла в качестве средства защиты от вандалов;
  • бронированное. Толщина такого стекла достигает 38 мм., оно характеризуется соответствующей прочностью и способна выдержать попадание пистолетной пули после выстрела в упор. Впрочем, есть бронированные автостёкла, которым не страшно попадание пули, выпущенной из крупнокалиберного оружия, включая снайперское.

Выбирая автомобильный триплекс, обращайте внимание на наличие дополнительных опций, если они вам нужны: датчик дождя, автоматически запускающий дворники, электрообогрев, электронное тонирование в зависимости от освещения и прочее.

Основное достоинство триплекса – при сильном ударе (например, при столкновении с препятствием) оно не разлетается на куски, а просто покрывается паутинкой трещин. В особо тяжёлых случаях может деформироваться, сохранив при этом свою целостность. Главный недостаток – высокая стоимость. Кроме того, триплекс легко поцарапать, даже обычным скребком для снега.

Технология производства закалённого стекла

Во второй половине XX столетия именно закалённое стекло являлось основным при изготовлении автомобилей. После 2000-х, когда началось повсеместное распространение триплекса, калёные стёкла в качестве лобового уже не используются, но по бокам и сзади они остаются превалирующим видом.

Технология изготовления закалённого стекла, или сталинита, намного проще. Она предполагает нагрев изделия в специальной камере до 650-700°C, после чего оно стремительно остужается до 40°C – это называется закалкой, позволяющей увеличить прочность по сравнению с обычным аналогом в 5 раз.

После этого стекло подвергают тестированию – например, на контрольный образец толщиной 4 мм. сбрасывают с высоты 1,2 метра мягкий предмет, весящий порядка 50 кг.

Распознать закалённое стекло можно по надписи Temperlite или Temtered.

Основное достоинство такого стекла – высокая механическая прочность: поцарапать его нелегко даже твёрдым предметом, обычная щетка или скребок видимых повреждений такому изделию нанести не могут.

К сожалению, высокие прочностные показатели нивелируются хрупкостью: калёнка при сильном ударе рассыпается на кусочки, представляя опасность для водителя и пассажиров. Именно поэтому спереди её уже не ставят.

Что прочнее: триплекс или закалённое стекло

Как мы уже отмечали, закалённое стекло по прочности превышает обычное в 5-6 раз. Что касается триплекса, то здесь этот показатель может варьироваться в очень широких пределах – всё зависит от того, по какой технологии оно производится (играет роль и качество исходного материала, и количество слоёв, и используемый способ склеивания). Так, для изготовления триплекса может использоваться закалённое стекло или обычное. В последнем случае прочностные характеристики будут намного ниже, чем у оппонента. А вот многослойные пакеты из калёного стекла считаются самыми прочными.

Впрочем, отличия триплекса и закалённого стекла по прочности важны только с точки зрения длительности эксплуатации.

Какое стекло безопаснее

А вот с точки зрения безопасности для водителя, пассажиров и в определённой степени для пешеходов важнейшей характеристикой является не механическая прочность, а стойкость к ударным нагрузкам или хрупкость.

Закалённое стекло по этому показателю заметно уступает.

Триплекс при сильном ударе не остаётся неповреждённым, но из-за наличия многослойной структуры и клейких внутренних слоёв он не разлетается на кусочки, как обычное стекло – все осколки остаются монолитными. Возможна лишь деформация стекла, что никак не угрожает водителю при аварии. Именно поэтому в качестве ветрового стекла вот уже два десятилетия в автомобильной промышленности используется только триплекс.

Что касается закалённого стекла, то при ударе оно разбивается с образованием множества мелких осколков, но у этих кусочков нет острых граней, так что порезаться о такие осколки практически невозможно. Подсчитано, что при сильном встречном ударе калёное стекло размером 10х10 см. образует порядка 150-200 осколков, что не превышает нормативы класса безопасности, принятые для автомобильного стекла.

Так что по безопасности нельзя однозначно сказать, что лучше: триплекс или закалённое стекло. Во втором случае при ударе просто образуются осколки, которые не способны нанести режущую травму, в первом стекло остаётся цельным. При обоих вариантах после таких повреждений стекло подлежит замене.

Стекло, безопасное в эксплуатации — какое лучше?

В настоящее время в России в качестве стекол, безопасных при эксплуатации, применяются три вида стекол: строительный триплекс; стекло с защитной полимерной пленкой; закаленное стекло. Каждый из этих видов продукции имеет своих сторонников и противников, существуют мнения о достоинствах и недостатках каждого из них. Все эти виды стекла имеют свои технические характеристики, свойства, особенности применения, поэтому представляется целесообразным сравнить их и указать области применения каждого, в которых оно имеет максимум преимуществ перед другими и минимум недостатков. Естественно при этом сравнивать стекла, изготовленные качественно, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к данному виду продукции. Данная статья не претендует на полный охват темы, это лишь небольшое вступление к серьезной дискуссии о правилах и возможностях применения различных стекол и композиций из них в строительстве.

При эксплуатации стекла в строительных конструкциях на них действует ряд факторов, влияющих на их прочность и возможность использования. К характеристикам стекол, обеспечивающим их устойчивость к таким факторам, можно отнести: прочность на удар мягким телом (мешок со свинцовой дробью массой 45 кг, падающий с высоты 30, 45, 120 см в зависимости от класса защиты, далее сравнение ведется по минимальной высоте падения), термостойкость (способность выдерживать резкий перепад температур без разрушения), химическую стойкость (водостойкость, кислотостойкость, щелочестойкость, то есть стойкость к воздействию агрессивных сред), износостойкость (стойкость к абразивным воздействиям, например, царапанию). Кроме того, большое значение имеет масса стекла, его толщина, коэффициент направленного пропускания света, термическое сопротивление, звукоизолирующая способность и цена. При проектировании остекления в зданиях должны учитываться все эти характеристики, чтобы обеспечить выполнение всех требований при последующей эксплуатации здания. Поэтому мы будем сравнивать различные варианты стекол, безопасных при эксплуатации, по этим показателям на основании усредненных результатов многократных испытаний, проведенных в Испытательном центре «Стекло» за последние годы, а также результатов экспертиз причин разрушения стекол в зданиях, проведенных в АО «ГИС», и литературных данных. Рассмотрим подробнее эти виды продукции.

Строительный триплекс

Строительный триплекс представляет собой два листовых стекла, скрепленных полимерной композицией. Существует две основных технологии изготовления триплекса: пленочная и заливная. При использовании пленочной технологии между листами стекла располагается поливинилбутиральная пленка (ПВБ), затем в автоклаве происходит склеивание этой композиции. При использовании заливной технологии между листами стекла заливается жидкий полимер, затем происходит его полимеризация под действием ультрафиолетового облучения, протекания химических реакций или под воздействием температуры (в зависимости от вида используемого полимера, чаще всего на практике — под воздействием ультрафиолетового облучения). При прочих равных условиях (в смысле качества изготовления и исходных материалов) триплекс, изготовленный по пленочной технологии, обладает лучшими оптическими характеристиками, а триплекс, изготовленный по заливной технологии, обладает лучшими прочностными характеристиками (за счет толщины полимера). При изготовлении триплекса свойства листового стекла не меняются, а полимер исполняет роль только клея, скрепляющего стекла. Поэтому разрушение каждого из листовых стекол происходит так же, как одинарных стекол, в зависимости от силы удара или термических напряжений, и смысл использования триплекса состоит в том, что осколки стекла при его разрушении не падают, а удерживаются полимером. Поскольку снаружи у триплекса листовые стекла, то его стойкость к внешним воздействиям (химическая стойкость, стойкость к истиранию, термостойкость) такая же, как у листовых стекол. Испытания на удар мягким телом выдерживает триплекс, изготовленный из двух листов стекла толщиной по 4 мм, скрепленных полимером толщиной 0,76 мм. При превышении предела прочности триплекса при ударе стекло может выпадать из рамы в виде единого куска, который падает или как твердое тело, или как мягкий, гибкий лист в зависимости от того, как произошло разрушение листов стекла в триплексе. Таким образом, толщина триплекса не менее 9 мм, масса квадратного метра — 20 кг, цена квадратного метра — от 30 $ в зависимости от используемых материалов и фирмы-изготовителя. За счет большой толщины триплекс обладает самым большим термическим сопротивлением, самой большой звукоизолирующей способностью, самым низким коэффициентом пропускания света среди рассматриваемых вариантов остекления (при использовании одинаковых исходных листовых стекол).

Читать еще:  Как снять фольгу со стекла?

Стекла с защитной пленкой

Стекла с защитной пленкой представляют собой листовое стекло, на которое наклеена специальная особо прочная полимерная пленка. Поскольку пленка обладает высокой механической прочностью и создает небольшое напряжение сжатия в стекле после высыхания, стекло с пленкой немного менее хрупкое, чем просто листовое стекло, но основной смысл применения пленки все равно состоит в том, что она удерживает осколки стекла при его механическом или термическом разрушении. Химическая стойкость защитной пленки существенно ниже, чем листового стекла. Стойкость к истиранию также ниже, чем у листовых стекол, поэтому поверхность стекла с пленкой желательно располагать так, чтобы на нее не было химических и абразивных воздействий. Испытания на удар мягким телом выдерживает стекло с защитной пленкой, изготовленное из листового стекла толщиной 4 мм и защитной пленки толщиной 0,3 мм. При превышении предела прочности стекло может при ударе выпадать из рамы в виде мягкого листа пленки, на котором закреплены стеклянные осколки. Таким образом, толщина стекла с защитной пленкой — 4,3 мм, масса квадратного метра — 10 кг, цена квадратного метра — от 60 $ в зависимости от используемых материалов и фирмы-изготовителя. С точки зрения оптических, акустических и тепловых характеристик это промежуточный вариант между триплексом и закаленным стеклом

Закаленное стекло

Закаленное стекло представляет собой листовое стекло, подвергнутое специальной термической обработке с целью создания заданного распределения напряжений по объему стекла. Это приводит к тому, что значительно (в 5 -10 раз) возрастает прочность стекла на удар, возрастает в 2-3 раза прочность стекла на изгиб, возрастает в 3-4 раза термостойкость стекла (с 40 до 180 °С). Испытания на удар мягким телом выдерживает закаленное стекло толщиной 4 мм. При превышении предела прочности все стекло распадается на мелкие осколки (размеры осколков от 1 до 10 мм), которые выпадают из рамы. Для закаленного стекла опаснее, чем для других стёкол, процессы коррозии под воздействием влаги (так называемое выщелачивание стекла), поскольку для обычных листовых стекол они могут привести только к появлению белесых пятен на стекле, а для закаленного стекла возможно разрушение стекла в результате длительной коррозии поверхностного слоя (нарушается баланс напряжений в стекле). Также большую опасность представляет абразивное воздействие на стекло. Таким образом, толщина закаленного стекла — 4 мм, масса квадратного метра — 10 кг, цена квадратного метра — от 30 $ в зависимости от используемого стекла и фирмы-изготовителя. Закаленное стекло обладает самым высоким коэффициентом пропускания света, самым низким сопротивлением теплопередаче, самой низкой звукоизолирующей способностью среди рассматриваемых вариантов.

Ориентируясь на приведенные характеристики вариантов стекол, безопасных при эксплуатации, можно привести примеры их применения в зависимости от условий эксплуатации. Если стекла используются в витринах, где их часто приходится мыть, то есть требуется высокая химическая и абразивная стойкость, то лучше использовать триплекс. Если есть ограничения по массе или толщине стекла, то лучше использовать стекло с защитной пленкой (особенно хорошо — пленкой внутрь стеклопакета). При использовании стекол с высоким коэффициентом поглощения солнечной энергии (окрашенных в массе или с поглощающими покрытиями) практически единственный выход — использовать закаленное стекло, чтобы не было его растрескивания при неравномерном нагреве по толщине или плоскости листов стекла (за счет более высокой термостойкости закаленного стекла). При остеклении верхних этажей зданий также лучше использовать закаленное стекло, чтобы не было жертв при выпадении осколков стекла из рамы на тротуар.

Несомненно, при выборе стекла, безопасного при эксплуатации, большое значение имеет также ценовой фактор, но на него надо ориентироваться только при прочих равных условиях, так как при неправильном выборе вариантов остекления придется платить дважды: сначала за «дешевый» вариант, а потом за тот, который наиболее подходит по условиям эксплуатации. В некоторых случаях, при наличии большого числа требований к остеклению, сложных условий эксплуатации, приходится использовать комбинированные варианты (например, триплекс из закаленных стекол, триплекс с защитной пленкой, закаленное стекло с защитной пленкой), которые существенно превышают необходимый уровень защиты, но необходимы для удовлетворения других требований к остеклению. Анализ причин разрушения стекол в зданиях и сооружениях показывает, что наиболее часто оно происходит из-за неправильного выбора варианта остекления, недостаточного учета факторов, действующих на остекление в процессе эксплуатации. Эта причина встречается даже чаще, чем некачественное изготовление стекол. Поэтому необходимо профессиональное проектирование остекления с учетом всех действующих на него на данном объекте факторов (должен оговориться, что в данной статье перечислены далеко не все факторы, которые надо учитывать).

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что нельзя назвать один, самый лучший вариант изготовления стекол, безопасных при эксплуатации. Для строительства необходимы все варианты, каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому выбор вида остекления должен осуществляться в зависимости от условий эксплуатации на конкретном объекте с учетом всех влияющих факторов.

А.Г.Чесноков, к.т.н.
Статья из журнала «Светопрозрачные конструкции», 5-6’99.

Участвуйте в акции — просто отправьте заявку прямо сейчас и получите максимальную скидку на весь заказ “под ключ“.

Триплекс и закаленное стекло: отличия

Среди популярных видов стекла в Москве часто называют триплекс и закаленные панели. В чем же отличия триплекса и закаленного стекла, где применяется конкретный вид материала?

Стекло или.

Оба вида материала относятся к классу стекла, то есть неорганического изотропного вещества. Оно существует и в природном виде, но в отношении используемых в быту панелей речь всегда идет об искусственно созданном стекле.

В отличие от прозрачных и прочных пластиков, визуально очень похожих на этот материал, стекло является результатом сплавления отдельных природных веществ, а не синтезом более сложных компонентов. Выделяют силикатные, кварцевые и другие виды материала.

В быту чаще всего используется именно силикатная разновидность, причем в зависимости от способа обработки и примесей в базовом составе их механические и физические свойства сильно различаются.

Закаленным стеклом называют панели, после обычного производства подвергнутые закалке при температуре 650-680 градусов Цельсия.

Триплексом именуют также обычное стекло – но многослойное, отдельные листы скрепляются между собой полимерной пленкой или композицией с фотоотверждением. Основа соединяющего слоя – поливинилбутиральный состав в виде пленки или отверждающейся композиции. Интересно, что для триплекса можно использовать предварительно закаленные листы.

Остались вопросы?

Заполните поля ниже и наш менеджер перезвонит Вам в ближайшее время

Наши работы

по своим размерам

Укажите Ваш планируемый бюджет, размеры изделия и контактные данные.

Наш дизайнер подберет оригинальный и необычный вариант

Сходство и различие

Внешне отличить каленое стекло и триплекс иногда сложно, особенно если панель окантована по периметру или ее края скрыты. Прозрачность, чистота, толщина – все это не показатели для неспециалиста. Если торец листа виден, найти различия гораздо проще – у каленых листов край гладкий, однородный, без выраженных слоев и различия по цвету. У триплекса край немного неровный (для устранения этого недостатка торцы листов полируют), могут быть видны слои.

Еще один показатель – это внешний вид панели. Закаленные стекла могут окрашиваться в массе, тонироваться на поверхности, но они почти всегда имеют однородную текстуру и цвет. Это можно заметить даже после пескоструйной обработки.

Многослойный же материал, за счет использования скрепляющей слои пленки или состава, может быть декорирован с большим разнообразием. Пленка может иметь произвольный рисунок, в том числе с 3D эффектом, дополняться кружевом или тканью, окрашиваться в разные цвета, имитировать различные материалы.

С точки зрения эксплуатации и свойств отличий больше:

  • При сильном повреждении каленый лист разбивается на мелкие неострые осколки. Слоистые панели покрываются сетью трещин, проминаются, но сохраняют общую целостность.
  • Прочность при механических воздействиях у закаленных листов в 5-6 раз выше, чем у сырых и у слоистых (в зависимости от способа изготовления) до 10-15 раз. Триплекс с толщиной свыше 13 мм считается бронебойным, и часто используется для специальных автомобилей, бронемашин и особо защищенных окон.
  • Закаленное стекло выдерживает повышенные температуры лучше, чем триплекс – это связано с температурной деформацией прослойки в слоистых панелях.
  • Звукоизоляция у «слоеных» панелей однозначно выше, чем у каленых листов. Это связано с понижением коэффициента звукопередачи материала за счет полимерной прослойки.

В соответствии с различиями свойств, область применения материалов разнится. Триплексы используют там, где важно не просто обеспечить отсутствие травм, но и сохранить относительную целостность изделия. Это и стекла автомобилей (в основном лобовые), и перегородки в общественных и частных помещениях, и защитные стены (окна, перегородки, двери и прочее) в помещениях, требующих особой безопасности.

Каленое стекло чаще используют в быту – стеклянные шторки в ванную комнату, двери, перегородки, защитные панели, «фартуки» для кухни, душевые кабинки, лестницы, ограждения. Также из этого материала часто изготавливают жаропрочную посуду.

Наша компания изготавливает оба типа стекол и весь спектр изделий из них. Вам достаточно лишь позвонить, чтобы получить всю необходимую для покупки или заказа информацию!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты